Двенадцатый этап Чемпионата Мира по ралли -
Rally de Espana. 20-23 октября .
SUBARU TEAM RUSSIA: Нам нужна только ПОБЕДА!
Rally de Espana – единственное в календаре Чемпионата мира по ралли 2011 года по-настоящему «смешанное» ралли. Если до этого экипажи зачета Production выступали на грунтовых покрытиях с небольшими асфальтовыми «врезками»-перемычками, то в Испании их ждет два полноценных «асфальтовых» дня, и один – полностью «грунтовый». Это требует дополнительной работы команд и экипажей по определению двух разных типов настроек и, фактически – переподготовки автомобилей под разные типы покрытия прямо по ходу гонки. За два этапа до окончания года
Патрик ФЛОДИН занимает пятое место в зачете пилотов (34 очка) и имеет шансы побороться за серебряные награды чемпионата, а
Дмитрий ТАГИРОВ с 25 очками пока идет десятым и, скорее всего – примет участие в весьма плотном сражении за «бронзу» PWRC-2011. Впрочем, нужно признать, что ни тот, ни другой пилот – не являются «асфальтовыми специалистами», так что предстоящую задачу легкой никак не назвать.
В понедельник, экипаж
Subaru Team Russia принял участие в организуемых для участников зачетов PWRC и SWRC дополнительных тестах. Пилот команды,
Патрик ФЛОДИН начал работу с самого утра, а
Дмитрий ТАГИРОВ и
Анна ЗАВЕРШИНСКАЯ присоединились к шведскому экипажу после дневного перерыва, только-только прилетев из Туапсе, где они накануне победили на заключительном этапе Чемпионата России и стали Абсолютными Чемпионами страны.
Тестовая трасса протяженностью немногим более трех километров была интересна по многим причинам. Во-первых – это был асфальтовый участок, а участники Production WRC имеют мало «общения» с асфальтом в нынешнем сезоне. Во-вторых, даже на небольшом отрезке дорога оказалась весьма разноплановой и показательной с точки зрения будущей гонки. По правилам чемпионата, тестироваться непосредственно в местах проведения этапа нельзя, поэтому тестовые заезды проводились в сотне километров к югу от Барселоны, в то время, как центр близящегося ралли находится в сотне километров к югу от этого города. И то, что характер дороги был выбран весьма репрезентативно – это дополнительный плюс. Впрочем – «плюс» этот не эксклюзивный: на тестах работало очень много экипажей зачетов PWRC и SWRC, а также – несколько «незаводских» экипажей, обладающих техникой «топовой» категории WRC.
Патрик ФЛОДИН, пилот
Subaru Team Russia:
«На этом участке были и очень закрученные места, и некоторые скоростные прямые. Но самое главное – покрытие везде было достаточно щадящим, ровным – а мы рассчитываем, что в ходе «асфальтового» дня ралли – оно будет именно таким. Так что мы начали работу с самого утра, и оказалось – что предварительные настройки автомобиля получились очень удачными. Практически сразу же можно было зафиксировать их и перейти к более тонким моментам и экспериментам».
Над испанским курортом Салоу в окрестностях Таррагоны – стоит мягкая погода средиземноморской осени, воздух прогревается где-то до 25 градусов. В таких условиях нагрузка на асфальтовые шины будет обусловлена именно конфигурацией трассы. А вот в «грунтовый» день многое будет зависеть еще и от выбора тактики. И здесь
Патрик ФЛОДИН и также выступающий на Subaru Impreza при поддержке московской команды URT
Дмитрий ТАГИРОВ настроены дисаметрально по-разному:
Патрик ФЛОДИН: «В первый день я постараюсь атаковать на гравийных отрезках, и стараться беречь резину на асфальтовых вставках. Я считаю, что очень многое будет зависеть именно от того, чтобы излишне не стирать шины на асфальте».
Дмитрий ТАГИРОВ: «Я не буду излишне осторожничать на асфальте. Очень большая часть гравия первого дня – это предельно узкие дороги. Покрытие там ровное, но местами – очень скользкое. Больше придется уделять внимание точному и осторожному рулению, выбору точек торможения. Так что на мой взгляд, резина вполне выдержит некоторую контратаку на твердом покрытии».
После завершения ознакомления спортсменов ждет еще один «подготовительный» день. Утром в четверг экипажи вышли на тестовый спецучасток, который прошёл непосредственно в Салоу по «смешанному» покрытию, а вечером – на морской набережной состоялась церемония торжественного старта. На зачетную дистанцию этой трехдневной гонки они отправятся ранним утром в пятницу. Общая протяженность маршрута «
Ралли Испании 2011» 1589,90 км, из них 406,52 приходится на спецучастки. Даже по меркам нынешних, несколько увеличившихся зачетных дистанций этапов чемпионата мира – испанское ралли имеет достаточно большую протяженность скоростных участков. К тому же в один из дней гонщиков ждет 45-километровый участок по асфальту – это беспрецедентная нагрузка на технику! Так что верно построить тактику и добиться полной уверенности в состоянии автомобиля – становится на этой гонке еще более непростой задачей, чем обычно.
Пока экипажи завершали ознакомление с дистанцией, механики и инженеры
Subaru Team Russia представили автомобили команды на технические проверки. Замечаний выявлено не было, машины без проблем допущены к старту.
Первый день
Rally de Espana представлял из себя петлю из трех грунтовых спецучастков, два из которых имели асфальтовые вкрапления. Удаленные к западу от «столицы» гонки, курортного городка Салоу в калатанской провинции Таррагона – эти дороги узки и извилисты. А покрытие оказалось ровным только для самых первых машин. Далее стала стремительно образовываться колея. На первом прохождении пилоты зачета Production WRC характеризовали покрытие как «жесткое», а на втором уже – как «очень жесткое». И это при том, что верхний каменистый слой плотно «пересыпан» мелким грунтом, при прохождении автомобиля дающий настоящую пылевую завесу. Организаторы добавили всем экипажам по дополнительной минуте интервала в порядке старта, но все равно вечером, когда два спецучастка проходили уже в темноте – с проблемой «пылевой стены» столкнулись практически все экипажи.
В этих непростых условиях не удивителен оказался достаточно высокий процент схода среди участников зачета Production, однако винить во всем условия – нельзя. Фактически на старте оказался вне игры досрочно завоевавший титул PWRC новозеландец
Хейден Пэддон – подвела электрика его автомобиля. Почти сразу же ряды сошедших по техническим проблемам пополнили пилот из Абу-Даби
Маджед Аль-Шамси и финн
Юкка Кетомяки. Затем последовала еще череда сходов и потерь времени, но к счастью, большинство возникших проблем оказались решаемы, и по системе «суперралли» в итоге не сможет вновь выйти на старт только один экипаж – британца
Харри Ханта.
Швед
Патрик ФЛОДИН, пилот
Subaru Team Russia – лишь на первом спецучастке немного «осматривался», и позволил своему принципиальному оппоненту – поляку
Михалу Косцюшко показать лучшее время. Патрик проиграл всего 1,3 секунды, и уже на следущем допе, самом протяженном в этот день – выиграл 8,2с и возглавил гонку. Этот вступивший в дуэль дуэт – начал быстро набирать отрыв от остальных, и уже к середине дня отрыв от «группы преследования» (или скорее – «группы отставания») составил уже более минуты! Машины лидеров работали исправно, разве что поляк где-то разбил заднее боковое стекло о торчавшую ветку.
Патрик ФЛОДИН продолжил держать инициативу и на второй секции, при повторном прохождении петли спецучастков. На СУ4 он выиграл разом 18 секунд, и поляк признался, что не ожидал такого напора со стороны Патрика и откровенно «пропустил удар». За спецучасток до конца дня
ФЛОДИН увеличил преимущество до 37,7 секунд. Но – тут и начались проблемы. Неполадки в электросистеме автомобиля заставили мотор его Subaru Impreza URT’2010 работать на трех цилиндрах, а периодически – и вовсе на двух!
Косцюшко не преминул воспользоваться заминкой и, хотя бы символически – всего на 1,8 с – но отыграл немного.
«Если нам не удастся на сервисе обнаружить эту проблему – можно будет смело оформлять сход» - обрисовал ситуацию
Патрик на финише дня. Однако судя по тому, что настроение у него было при этом все-таки достаточно «боевое» - в силы команды он верил и надеялся на успешный поиск проблемы.
Так и случилось. Инженеры и механики быстро локализовали неисправность – крывшуюся в перетертом проводке, и успели привести автомобиль в боеспособное состояние. А заодно и перенастроить машину под условия второго дня, когда экипажи ждет уже 100% асфальт – скользкий, извилистый, очень ровный и, местами, очень быстрый.
Патрик ФЛОДИН и его штурман
Йоран БЕРГСТЕН выходят на второй день гонки лидерами, хотя запас в 35,9с и прессинг
Михала Косцюшко – пока не дает говорить ни о каком «комфорте» такого лидерства. Но вот от «всех остальных»
ФЛОДИН оторвался уже более чем на 4 минуты – столь огромного запаса после всего одного дня давненько не было в зачете Production.
Увы, оказался среди этих «остальных» и уступает лидеру более 9 минут и экипаж
Дмитрия ТАГИРОВА и
Анны ЗАВЕРШИНСКОЙ. «Гравийные» настройки их «Импрезы» оказались просто великолепны, и в конце дня Дмитрий особо поблагодарил представителей компании TEIN. Но уже в начале первого спецучастка, на переходе с грунтового на асфальтовый отрезок – сломался один из приводов автомобиля. В итоге вся первая петля – из езды на результат (а Дмитрий признался, что дорогу он «почувствовал» и мог бы побороться за место в тройке) превратилась в доезд до сервиса в постоянной борьбе с пытающейся вылететь с трассы и плохо управлявшейся машиной. На сервисе работы были проведены быстро – сама по себе операция по замене привода – привычное дело. Но потеря времени за половину дня оказалась просто огромной – более 9 минут и последняя строка в протоколе! На вечерних участках Дмитрий бросился наверстывать упущенное и провел вторую петлю просто отлично: три четвертых времени (с учетом того, что первые два «забронировали» за собой
Флодин и
Косцюшко). К тому же удалось проехать еще и надежно, не повредив машину. А это удалось не всем – два экипажа сошли с поломками подвески, один был отброшен далеко назад из-за проблем с рулевой рейкой. Пусть и в условиях ограниченной видимости в пыли – но Дмитрий прорывался вперед. И завершил день на пятом месте в категории Production, обойдя не только тех, кто отправился на «суперраллийный» рестарт, но и реальных соперников, явно уступавших россиянину в скорости.
В субботу – первый из двух асфальтовых дней ралли. И уже самое начало его не оставляет шансов на «раскачку». Самым первым спецучастком субботы становится самый длинный в этой гонке, марафонский 46-километровый СУ El Priorat! Показав неплохой потенциал на «грунтовой» части, экипажи
Subaru Team Russia намерены развивать успех и дальше.
Второй день
Rally de Espana – Catalunya – Costa Daurada пролегал по горным асфальтовым дорогам с идеальным покрытием в районе элитного виноделия Эль Приорат. Экипажам не было предоставлено ни малейшей возможности на «раскачку» после трудного вечера накануне. Уже первый спецучасток с утра – рекордный по длине в гонке. 46 километров асфальта – огромная нагрузка на людей и технику.
Патрик ФЛОДИН, несмотря на его «боевой» настрой, увы – не является специалистом по асфальтовым покрытиям. И на этом марафонском спецучастке он растерял практически половину своего преимущества перед основным соперником – поляком Михалом Косцюшко, уступив ему чуть более 26 секунд. На втором спецучастке Патрик оказался и вовсе с пятым временем, в то время как Михал этот доп выиграл. От былого полуминутного запаса оставалось уже менее 10 секунд. На заключительном допе утренней секции и швед, и поляк не блеснули результатами – шестое и пятое время соответственно. Ситуация становилась угрожающей: Косцюшко приблизился к лидеру уже почти вплотную, на перерыв экипажи уходили с разницей лишь в 2,9 секунды! Обиднее всего, что автомобиль работал при этом просто прекрасно, пилот был очень доволен настройками.
«Похоже, мне нужен кто-то, кто подсказал бы мне, что я делаю так, а что – не так» - сокрушался
Патрик.
Сокрушался – но не сдавался! На повторном прохождении петли из трех спецучастков – он смог выиграть у Косцюшко два из трех допов и хоть как-то, но увеличить преимущество – до 11 секунд. Понятно, что этого было еще не достаточно, но психологически шведский пилот показал сопернику, что готов держать бой. На втором прохождении «просто» скользкий ровный асфальт стал еще более скользким – во многих местах, где пилоты «резали» виражи – на дороге оказался гравий. «Резал» и
Флодин, причем порой – достаточно рискованно. Один из колесных дисков треснул по внутренней части обода сразу в трех местах в результате ударов об асфальт, внутренние стороны покрышек были изношены предельно – хорошо еще, что шины выдержали.
На заключительный день гонки пилот
Subaru Team Russia уходит лидером гонки, но на этих шести спецучастках общей протяженностью 102 километра – ожидается отчаянная борьба. Напомним, экипажи ведут сейчас сражение за «серебро» мировой серии в зачете Production WRC.
Второй экипаж, выступающий при поддержке московской команды Uspenskiy Rally Tecnica – чемпионы России 2011 года
Дмитрий ТАГИРОВ и
Анна ЗАВЕРШИНСКАЯ – увы, выбыли из борьбы, толком так и не распробовав «вкус» мировых асфальтовых гонок. Недостаточно прогретая резина привела к тому, что всего после 1,7 километров первого спецучастка, даже несмотря на то, что Дмитрий начал его достаточно осторожно (что видно по первому отрезку «отсечки» времени – «сплиту») – в торможении перед сложной связкой заднюю ось их автомобиля сорвало. Машина зацепилась за внутренний бруствер и совершила серию переворотов, после первого удара крышей перескочив, как мячик, за металлическое ограждение дороги. К счастью для экипажа – высота откоса здесь была невелика, и автомобиль, пролетев около 10 метров по склону – был остановлен упругими стеблями, похожими на тростник. Но так или иначе, повреждения полученные машиной – уже не позволяли говорить о том, что с ремонтом можно успеть до вечера, и от идеи вернуться в воскресенье по системе SupeRally пришлось отказаться практически сразу же.
Патрик ФЛОДИН, пилот Subaru Team Russia: «Мы с моим штурманом действительно, не понимаем, что происходит! По нашим ощущениям – мы едем достаточно быстро, не совершаем ошибок. Автомобиль работает отлично – никаких проблем или хотя бы претензий. Но на финише оказывается, что времена – далеко не самые хорошие! Пожалуй, это общий недостаток опыта на асфальте. На гравии я и сам могу объяснить – что, как и зачем нужно делать и что получается в итоге. А вот на асфальте – похоже мне нужен кто-то, кто мог бы посоветовать!».
Дмитрий ТАГИРОВ, пилот: «Обиднее всего, что мы не получили нужного нам опыта на асфальте, а ведь такие этапы – нечасты. К тому же в следующем году именно в Испании будет заключительный этап в зачете Production. Я не собирался ставить никаких рекордов на этом спецучастке – мы начали достаточно осторожно, и у нас был четкий план – сначала прочувствовать, насколько хороши настройки, затем – попробовать некоторые пределы, и лишь на третьей части спецучастка, где дороги чуть более напоминают те, что можно встретить у нас – попробовать немного ускориться. Но – случилось то, что случилось…»
Экипаж
SUBARU TEAM RUSSIA в составе пилота
Патрика ФЛОДИНА и штурмана
Йорана БЕРГСТЕНА, выступающий при технической поддержке московской команды
Uspenskiy Rally Tecnica – одержал первую победу в сезоне Production WRC 2011, в острейшей борьбе выиграв 47
-е Rally de Espana Catalunya – Costa Daurada! На финише шведских спортсменов, выступающих под российским флагом – отделило от ближайших преследователей всего 2 секунды, что позволяет говорить об одном из самых плотных финишей за всю историю Чемпионата Мира среди «серийных» машин.
Это была настоящая схватка нервов, пилотаж на пределе и борьба за каждую долю секунды. Накануне польский пилот Михал Косцюшко, который ведет с
Патриком ФЛОДИНОМ принципиальную борьбу за серебряные награды чемпионата Production WRC-2011 – сумел отыграть две трети из накопленного в первый, «грунтовый» день гонки преимущества. Асфальт – не та «стихия», в которой Патрик чувствует себя максимально уверенно, поэтому пришлось максимально сконцентрироваться. Швед показал сопернику, что способен достойно держать прессинг, и начал заключительный день гонки все-таки лидером. Сегодня экипажам предстояло пройти 102,6 скоростных километра на шести спецучастках, причем два из них (вернее, один, но повторяющийся дважды – экипажи проходят одну и ту же петлю спецучастков по два раза в день) – очень короткие, всего по 4,32 километра. За это время – хорошо, если успевают разогреться и начать работать в полной мере шины.
На первых двух спецучастках
Патрик и
Михал обменялись выпадами: каждый выиграл по одному разу, и отрыв шведа примерно сохранился. На первом прохождении короткого участка Coll de la Teixeta поляк вновь оказался быстрее, но много выиграть не смог. На дневной перерыв экипажи ушли с преимуществом экипажа российской команды в 10,5 секунд, при том, что с утра оно составляло – 11.
В первый день этой гонки, на своем «фирменном» грунтовом покрытии, на первом «послеобеденном» участке
Патрик нанес удар, который стал для
Михала «нокдауном», разом отыграв 18 секунд. Теперь пришло время поквитаться уже
Косцюшко. На первом участке после перерыва – он разом сокращает преимущество на 2/3! Теперь между экипажами всего 3.2 секунды.
Патрик, тем не менее – рассчитывал на второй участок, который был по своему характеру быстрее и понятнее
Флодину с точки зрения пилотирования. В расположении команды – практически все прильнули к мониторам, показывавшим «сплиты» - отсечки времен по фрагментам участков.
Флодин и вправду был чуть-чуть быстрее, на последней перед финишем точке отсечки показывал время на 2 секунды лучше. И вдруг – заключительный «квадратик» на мониторе загорелся другим цветом! Поляк выиграл на этом сплите и оказался на 0,9с быстрее шведа на финише. Оказалось – примерно за два километра до окончания участка на машине Патрика случился пробой колеса.
Флодин с огромным трудом смог не сильно потерять темп.
Заключительный спецучасток – короткий, и здесь должно было решиться все. Причем – перед лицом десятков тысяч зрителей, ведь именно этот отрезок транслировался различными телеканалами в режиме «реального времени» (PowerStage).
Косцюшко предпринял все усилия, что мог, но – Флодин не дрогнул, отдав сопернику всего 0,3 секунды. Итак – на финишный подиум на средиземноморском побережье курортного городка Салоу
Патрик ФЛОДИН и
Йоран БЕРГСТЕН въехали на своей
Subaru Impreza WRX STI URT’2010 в цветах российского флага – в качестве победителей этапа. Сезон, в котором
Патрик рассчитывал побороться за чемпионство – начинался для экипажа не самым простым образом, и сейчас – пилот рассчитывает, что удача наконец-то повернулась к нему лицом.
Победа на испанском этапе вывела
Патрика ФЛОДИНА на вторую позицию в классификации пилотов по сезону. Но это пока еще – не «серебро» чемпионата. Решающая борьба за награды состоится на заключительном этапе года – в середине ноября на дорогах Уэльса. Пилот команды
SUBARU TEAM RUSSIA,
Патрик ФЛОДИН – снова поведет борьбу за победу в сложнейшей гонке, «Ралли Великобритании», где ему уже доводилось испытать вкус победы на автомобиле Subaru российской подготовки.
Патрик ФЛОДИН: Сегодня было просто невероятно трудно! Абсолютно не смешно было потерять разом 7 секунд, которые Михал отыграл после дневного сервиса. Я знал, что на следующем участке я должен хоть что-то отыграть обратно – там много быстрых секций, которые у меня получаются хорошо. И тут, за пару-тройку километров до финиша – прокол! Хорошо хоть так – до конца участка оставалось уже немного. К финишу от нашего преимущества осталось всего 2 секунды, но их хватило! Выиграть таким образом, в такой борьбе – это отличное чувство!
По материалам сайта
www.subaru.ru